Памятник Чайковскому у Московской консерватории на Большой Никитской улице
Памятник Петру Ильичу Чайковскому у Московской консерватории на Большой Никитской улице был открыт в 1954 году и в настоящее время относится к федеральным объектам культурного наследия.
Проект был разработан известным скульптором В.И. Мухиной. К сожалению, Веры Игнатьевны к моменту установки монумента не стало, и ее скульптурную композицию устанавливали с участием ее учеников - скульпторов Нины Зеленской и Зинаиды Ивановой, а также архитектора Александра Заварзина.
Памятник композитору Чайковскому расположен у главного фасада здания Московской консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса и внутреннего двора перед ним.
Монумент окружен мраморной скамьей с установленной на ней бронзовой решеткой.
Сама решетка выполнена в виде нотоносца, на котором расположены музыкальные знаки. Они не бессвязны, а представляют собой фрагменты из великих произведений композитора - опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», романс «День ли царит …» и другие. Разделяют фрагменты ажурные вензеля с буквами «П.Ч.» - инициалами Чайковского.
Завершается кованая решетка бронзовыми арфами, которые декорированы драпировкой. Интересно, что по первоначальному проекту Веры Мухиной на месте музыкального инструмента должна была быть скульптура женщины с арфой, но в окончательный вариант это не вошло.
Вот, как сама Вера Игнатьевна Мухина описывала обрамление вокруг памятника Чайковскому у Московской консерватории:
«Полуовальная вогнутая решетка над огромным полукругом скамьи идет направо и налево двумя крыльями от постамента до существующих въезда и выезда. На кованой решетке, разделенной на шесть частей, нанесены некоторые темы главных музыкальных форм, в которых Чайковский писал, как то: симфонии, оперы, балета, романса, концерта и пр. Туда же внесены его инициалы и даты рождения и смерти. Решетки с двух сторон кончаются двумя скульптурными изображениями арф, и таким образом звуки на решетке как бы продолжают звучать в струнах арф».
И само место, и композиционное решение памятника выбрано весьма удачно. Кажется, что Петр Ильич прислушивается к музыке, льющейся из окон консерватории, и непроизвольно дирижирует в такт.
Первый вариант памятника Чайковскому у стен Московской консерватории, полностью разработанный к началу 1945 года, не был принят специально созданной комиссией. Лишь спустя два года, на прошедшем заседании художественно-экспертного Комитета при СМ СССР, занимавшегося делами искусств, таки приняли второй вариант, представленный скульптором Мухиной, но с некоторыми переделками.
Вера Игнатьевна так и не увидела воочию свое творение в завершенном виде, хотя и просила об установке монумента советское правительство даже в последние дни своей жизни.
Памятник композитору Чайковскому у стен Московской консерватории на Большой Никитской, 13 является достопримечательностью, как музыкального заведения, так и самой улицы и города Москвы в целом.
Интересный факт. Перед реставрацией памятника, проведенной в 2007 году, на ажурной решетке отсутствовало порядка 50 нотных знаков. Это связывали с тем, что, по поверью, обладание нотой приносило студентам удачу в учебе и творчестве и гарантировало успешную карьеру в будущем. Пропал и карандаш из рук композитора, но о великом музыкальном деятеле, затмившем самого Чайковского, пока не известно.
Фото 1. Памятник Петру Ильичу Чайковскому в Москве на Большой
Никитской улице.
Фото 2. Памятник композитору Чайковскому у здания Московской
консерватории.
Предлагаем ещё посмотреть:
Последние добавленные на сайт статьи ... |